rss button

ПРАВОСЛАВНАЯ
ЛУГАНЩИНА

pl may 21

РАСПОРЯЖЕНИЕ
о поминовении

новопреставленного
митр. МИТРОФАНА

rasp 169

РАСПОРЯЖЕНИЕ
по Луганской епархии
о колокольном
звоне на время
пандемии кроновируса
COVID-19

Rasp zvon covid

УКАЗ № 349
Преосвященнейшему
епископу Павлу

Ukaz ep.Pavel

РАСПОРЯЖЕНИЕ № 348
архим. Варфоломею
(Кузнецову)
Ukaz varfolomey

Распоряжение №42

"О проведении обязательных
катехизаторских бесед перед
совершением Таинства Крещения"
order katehizis

Ваше Высокопреосвященство! Боголюбивые отцы и братия!

 

В III веке церковный писатель и священник Тертуллиан говорил про еретиков и вероотступников, отделившихся от Церкви и создавших свои секты: «Оглашенные у них принимают крещение прежде, чем научаются вере» . Такое положение дел было ярким признаком отступления от Церкви и ее Веры. К сожалению, сегодня мы это видим в нашей Православной Церкви, а не у еретиков. Сегодня сектанты куда серьезней относятся к своей вере. Они хоть во что-то пытаются «обратить» свою жертву. Мы же стали даже хуже, чем те, о ком писал Тертуллиан. Мы даже не спрашиваем, кто во что верит и кто с какими намерениями явился к церковному порогу и собирается ли он дальше жить по-христиански? У нас нет даже «формального» периода оглашения. Мы просто банально берём иудины сребреники и за них продаём бесценный дар веры тому, кто им не дорожит.


Прежде всего я позволю себе напомнить себе и всем нам основные принципы Крещения, как они изложены в Священном Писании:
«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28:19). Почему то большинство современных священников и мирян упускают из виду, что крещение здесь указано совершать после научения. Научение же – это никак не одна-две беседы!
«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:15-16). И сова мы видим четко установленный порядок: Сначала проповедь Евангелия, затем – ответ на нее человека (принимает с верой или не принимает и отвергает), и лишь как результат принятия проповеди Евангелия с верой – Крещение. Задумаемся о великой и страшной ответственности, которую мы берем на себя, крестя тех, кто даже понятия не имеет ни о Христе, ни о Евангелии! Перед Крещением человек должен не только услышать слова проповеди, но осмыслить, обдумать сказанное вами, и лишь когда «примет с верою всем сердцем» и покажет это делами своей жизни – тогда креститься.


«Так и для нас ныне ...крещение – не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет 3:21). Насколько глубоким и осознанным является такое «обещание» у всех, кто нами крещен, возлюбленные во Христе пастыри?
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим 6:3). Знают ли крещаемые нами эту истину и что она означает не иное что, а только то, что отныне, с момента Крещения, «ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим 6:6). Насколько готовы все, крещенные нами, жить жизнью Христа и быть «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6:11)?


Я уверен, что сейчас, увы, эти вопросы риторические, а должны быть они вполне реально задаваемыми вопросами перед Крещением. И прежде всего мы, священники, должны задать этот вопрос самим себе, когда крестим человека: «Могу ли я взять на себя ответственность за этого человека, что он, после крещения, не вернется как пес на свою блевотину (2Пет 2:22) и не забудет тотчас же после выхода из купели дорогу к Храму, но будет верным сыном или дочерью Церкви»? Если мы не задаем себе этого вопроса, то он будет нам строго задан у страшного престола неподкупного Судьи.


«Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его» [Трулльский Собор, канон 96]. Но как может подражать житию Христа тот, кто ничего не знает о Христе? Кто не читал Евангелия, не вдумывался в него, не слушал комментария отцов и учителей Церкви, то не знает Христа и, разумеется, не может подражать Его житию. Потому перед Крещением человек обязан «познакомиться» с христианством и Христом и лишь после этого делать свой сознательный выбор. «Ибо, кратко сказать, под силою Крещения разуметь должно Завет с Богом о вступлении в другую жизнь и о соблюдении большей чистоты» [Григорий Богослов, слово 40-е]. И снова прошу вас задать себе вопрос: Сколько крещенных нами реально вошли в «Завет с Богом о вступлении в другую жизнь»?


А вот слова из чинопоследования совершаемого нами Таинства Крещения: «Насади его во святой Твоей Церкви на основании апостолов и пророков и укорени его, ...да и он, проведя гражданство своё на земле в согласии с заповедями Твоими, обретёт вечную жизнь во Царстве Твоём» . Так молится Церковь о каждом принимающем крещение у порога купели. Итак, мы видим два основных мотива молитв Таинства: Насаждение и укоренение человека в той Церкви, которую основал Бог через апостолов и пророков, укоренение крещённого в вере тех пророков и апостолов, которые нам передали суть самой религии христианской и соответствующая этой вере жизнь в согласии с заповедями Бога. Без этого быть христианином невозможно! Так как понятия «Христианство» и «Церковь» тождественны, являются синонимами.


Древние христиане читали Писание, комментировали, изучали волю Господа, а сейчас у нас – к стыду нашему – даже священники не знают Священного Писания и любой сектант «заткнет за пояс» наших пастырей. Здесь, среди нас сейчас есть священник, который 5-ть лет назад сказал, что «Святая Троица – это Иисус Христос, Богородица и святой Никола»...
Итак, перед крещением необходимо прояснить в сознании человека две грани христианства: вера и жизнь.

 

а) Образ веры.
Мы все знаем, сколько людей приходит принять Крещение «потому что я русский / украинец / славянин / европеец» или «чтобы не сглазили и не болеть». Это чисто языческие мотивы, в которых Христу нет ни малейшего места. И крестить с такой мотивацией не только недопустимо, но еще и преступно.
К одному из священников обратился человек лет 45-50 с просьбой покрестить его. На свои попытки завести с пришедшим беседу о Боге, батюшка встретил резкое самоутверждение пришедшего: «Не надо мне рассказывать про ваши символы веры – у меня свои личные отношения с Богом и своя вера, вы меня просто покрестите». Это как раз тот случай, когда священник обязан сказать прибывшему: Если у вас свои личные отношения с Богом, то вам нет нужды в Церкви, тогда зачем же вы просите крещения? Крещение означает, что человек ищет именно ту веру и то понимание истины, которые дает Церковь! Креститься, значит, приобщиться к церковному пониманию Бога и религии, а если у вас есть «свое», то, пожалуйста, оставайтесь со своим – никто вам не мешает и не запрещает, но Церковь не может преподать вам в этой ситуации крещение.
Недопустимо крестить тех, кто просят креститься по суеверным соображениям («чтобы не болеть и было счастье в жизни») или из национально-культурных предпосылок («все мои деды были крещены – и я приму крещение»). Крещение должно быть выражением сознательной веры человека, всем сердцем пожелавшего принять Христа и жить в Свете Личности Богочеловека. Без этой, предваряющей Крещение, конкретной веры и желания войти в церковную общину, в жизнь Церкви, принятие Крещения не только не будет спасительным, но еще и станет источником осуждения как того, кто принимает Крещение без правильной веры и послушания Церкви, так и того, кто его совершает (т.е. крестящего священника). На последнего возлагается даже больше ответственности, чем на первого. Ведь именно священник должен раскрыть перед мирским человеком всю глубину и красоту Христианства. Свести величие христианской жизни в 5-минутной беседе перед крещением (как это делают очень многие священники), значит, провалить апостольскую миссию, возложенную на священника как на провозвестника Евангелия. Священник должен помнить о страшной опасности, о которой писал еще святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский: «Вода тебя покрестит, а Бог тебя не примет» . Мы не можем обмануть Бога, а потому крещение без должной подготовки и на основании сомнительной мотивации, является преступлением пред Богом и Церковью.
Если в результате бесед с просящим Крещения выясняется, что человек, тем ни менее, не готов жить полноценной церковной жизнью, не готов жить в согласии со всеми заповедями Бога, не готов изучать Слово Господа и согласовывать свои желания с Его волей и быть верным сыном Церкви, то в таком случае Крещение должно быть отложено на неопределенное время – до того времени, когда человек осознает и выразит готовность быть полноценным членом Церкви

 

б) Образ жизни.
В «Рекомендации и инструкции Синодального Отдела Религиозного Образования и Катехизации РПЦ МП об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви» от 24 июня 2010г.: «Перед совершением Крещения необходима исповедальная беседа, в ходе которой выясняется, нет ли в жизни человека препятствий к участию в Таинстве, как то: Блудное сожительство, работа (к примеру, любое участие в производстве абортов от санитарки до «врача»-убийцы) или иная деятельность, не соответствующая нормах христианской нравственности. В случае выявления препятствий совершение Таинства должно быть отложено до времени решительного исправления жизни» [п. 1.3.Б].
Одно из сравнений, которое Священное Писание прилагает ко Крещению – это брак. Апостол Павел так пишет: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор 11:2). По словам Василия Великого, «Крещение есть супружество, теснейшее чем брак мужа и жены – ибо соединяет сердца и помыслы крестящихся с Господом, ради них пострадавшим и Воскресшим». Предлагаю братски каждому из нас в порядке внутренней работы и самоконтроля задать самому себе два вопроса: 1. Многие ли из тех, кто был мною крещен за эти годы, имеют хотя бы базовые представления о Христе, о сути крещения и об обязанностях, которые возлагает на них это Крещение? 2. Как называются интимные отношения без обязательств супружеской верности – «на краткое время и за деньги»? Блуд! Если Крещение есть брак, соединяющий нас с телом Церкви, которая есть еще и Тело Христа, то фиктивное заключение этого брака по установленной в наших приходах таксе и без последующего воцерковления есть религиозный блуд! Именно так библейские пророки именовали религиозное распутство и религиозную неверность народа религии Откровения. Сегодня мы крестим человека, завтра он (ничего так и не узнав о Христе), идет к гадалке, послезавтра дает деньги на аборт своей любовнице или жене (чтобы избавиться от «лишнего» или «ненужного» ребенка), а потом через год приходит к нам, как ни в чем ни бывало, на исповедь, перечисляя свои подвиги с постоянными ремарками: «ну да, ну грешен, ага, ну так все живут». И мы, «с любовью и пониманием», говорит заветное «прощаю и разрешаю».
Чин оглашения в учении и истории Церкви
На протяжении веков наша Церковь на каждой Литургии призывает оглашенных «помолиться Господеви», но этот призыв остается тщетным и бессмысленным, т.к. в наших храмах не стоят оглашенные, с которыми пастыри работают и которых готовят ко Крещению. Вообще непонятно, о ком священник читает положенные на Литургии молитвы, прося Бога «во время благопотребно» (т.е. после тщательной подготовки) удостоить «бани пакибытия и одежды нетления», если священник не ведет чина оглашенных в своем приходе? Но то, что Церковь не исключила полностью этой ектении и молитвы из Литургии, является одновременно и напоминанием священнику о необходимости «чина оглашенных», и укором совести священника, который этого чина не ведет.
Заметим так же, с каким последованием возносятся молитвы об оглашенных: 1. «Огласит их словом Истины». 2. «Откроет им Евангелие Правды». И только после этого – 3. «Соединит их Святой Своей Соборной и Апостольской Церкви». Не забегает вперед – не ставит сначала крещение, а потом просвещение, но четко устанавливается порядок: Сначала наставление, познание Истины Евангелия, а уже потом – Крещение. Пастыри, учите своих пасомых закону молитвы! Пусть они – вместе с Церковью – прежде всего молятся о просвещении светом Познания Христа своих родственников, а не о том только, «чтоб у них прошла успешно хирургическая операция и чтобы они были успешными и здоровыми».
В Православном Требнике чины «еже сотворити оглашенного» и чинопоследование Божественного Таинства Крещения представляют собою два разных чина, соединение которых «в одну службу» является результатом халатности священства. Молитвы над оглашенным читались в начале курса огласительных бесед – тогда, когда после первых двух-трех бесед человек изъявит готовность изучать основы вероучения Православной Церкви. В конце чина оглашения (т.е. через пол года, или как минимум – через 2 месяца) человек совершал свои отречения от сатаны и сочетания со Христом и читал Символ Веры. И только после этого назначался день Святого Крещения, которое, как правило, совершалось на 1-й праздничной Литургии Пасхи, Рождества, Крещения или Пятидесятницы (остатком от этой практики «Крещальных Литургий» служит пение «Елицы во Христа крестистеся» на литургиях указанных праздников). Напомню так же, что еще в 2000 году Священный Синод в Москве принял для всецерковного употребления чинопоследование «Крещальной Литургии», составленное Православным Свято-Тихоновским Богословским Институтом. Этот чин потом дважды утверждался Архиереейскими Соборами в 2000 и в 2010 гг. К сожалению, некоторые священники ждут все каких-то «особых приглашений» от своего архиерея, не принимая во внимание общецерковных решений, которые и без «особых приглашений» со стороны правящего епископа, являются обязательными для всех.
Могут возникнуть вопросы: Если это все так важно, то почему на протяжении нескольких столетий в Церкви отсутствовал институт оглашенных, а крестили без предварительной подготовки?
Мы должны понимать, что «институт оглашенных» выпал из церковной действительности по вполне объективным причинам: С момента подписания императором Феодосием Великим (380 г.) указа о статусе «persona non grata» для всех религий, кроме «христианской ортодоксии», в течение одного-двух поколений вся империя стала «православной», а это означало, что граждане в обязательном порядке посещали храм и отдавали своих детей в церковно-приходские школы изучать «Закон Божий». Заметим, что как в Византии, так и в России за некоторые грехи полагалось не только церковное, но и государственное наказание (например, за прелюбодеяние в Византии отрывали носы, а за аборты – сделавшему аборт смертная казнь, а несостоявшейся матери – 20 лет каторги). Образовался крепкий церковно-государственный тандем. Государство брало на себя функции контроля за работой указанной системы. В Христианском государстве Церкви просто некого было «оглашать», так как не было «невоцерковленных граждан».
Князь Владимир в 988 г. Крестил Русь, но он превратил Русь в Христианское (а не светское) государство и за «крещением без подготовки» последовало тут же обязательное для всех посещение приходских школ, которые князь повсеместно открывал для детей и взрослых, принявших крещение. Т.е. крещенные в 988 г. киевляне не были «предоставлены самим себе», и государство брало на себя обязательства воспитать из них христиан. Можно, суммируя, сказать, что в христианском государстве само государство берет на себя глобальную роль «крестного восприемника» всего народа. Эту же систему унаследовала и Российская Империя (до 1905 г.). Иноверцы могли существовать в рамках империи на правах «широкой внутренней автономии», но и при определенных ограничениях (например, они не могли проповедовать свою веру другим), а вероисповедание стало – наподобие национальности – «наследственным свойством»: От христиан рожденный мог быть только христианином, а в случае его желания обратиться в иную веру он лишался всех сословных и гражданских прав. Так же и мусульманином или иудеем мог быть только тот, у кого родители были адептами данной религии. После «эдикта о веротерпимости» (1905 г.) послышались активные призывы восстановить огласительную систему: Раз государство прекратило свое существование в качестве гаранта обязательной принадлежности ее граждан к Православной Церкви, последняя теперь вынуждена сама заботиться о воспитании и образовании лиц, свободно (а не в силу законного предписания) обращающихся к Православию. Но печальные события революционного террора и последующие гонения на Церковь сместили акценты и, к сожалению, наш патриархат не мог в тех условиях создать единой огласительной системы. Однако наиболее талантливые светильники веры – святой праведный иерей Алексей Мечев и его сын – священник Сергий; община протоиерея Александра Меня; священники Глеб Каледа и Всеволод Шпиллер – еще в годы существования СССР создали в своих общинах (хотя и независимые друг от друга) «огласительные системы». И было одной из самых страшных наших ошибок то, что в начале 1990-х, видя интеллектуальное и религиозное брожение, в котором пребывает общество, мы не очертили четко границ церковности и не поставили перед крещением «шлагбаум» оглашения. Результатом этой ошибки стало тотальное крещение масс народа безо всякого как предваряющего, так и последующего наставления в вере. Сегодня Церкви в этом вопросе не на кого полагаться, никто не поможет ей в обязательной («принудительной») катехизации всех, кто «формально» крестился. Поэтому восстановление «огласительных школ» является первоочередной задачей самой Церкви.
Крещение детей.
Сознательный характер крещения взрослых ставит под вопрос смысл Крещения детей. Ведь дети не могут сознательно принять Крещение и сделать свой выбор. Что мы можем сказать в ответ на это недоумение?
Да, действительно, дети не могут сделать свой выбор, а потому до тех пор, пока у них не разовьется сознание и воля до той степени, чтобы они могли самостоятельно принимать решение и изъявлять свои желания, попечение о них берут на себя родители. Они имеют право брать решение в т.ч. и религиозных вопросов. Но тут следует учесть следующие важные уточнения:

 

а) Отсутствие сознательного выбора при крещении детей не снимает ответственности со взрослых. Ведь дети не проявляют волевого решения не потому что не хотят прилагать усилий в изучении веры, а потому что просто не в состоянии приложить эти усилия. Крещение любят сравнивать с лечением болезней, и это правильно. Когда мы лечим младенца, мы не спрашиваем его желания или согласия. Но когда мы лечим взрослого человека, мы обязаны учитывать его согласие. Так же точно нет никакой вины в том, что младенец не знает Катехизиса Православной Веры – эти знания должны быть у его родителей и крестных восприемников. Но когда взрослый человек не желает предпринять усилий и пройти должную подготовку ко Крещению, тогда это уже является его преступной небрежностью, халатностью и легкомысленным отношением к величайшему Таинству Церкви.

 

б) Но Крещение детей требует безусловного условия – это реально православная вера и церковная жизнь его родителей и крестных восприемников. В комментарии на 8-е правило VII Вселенского Собора авторитетный церковный канонист митрополит Никодим (Милаш) пишет: «Относительно того, что не следует крестить детей у тех родителей, которые сами по настоящему не обратились в христианство, Вальсамон замечает, что некоторые иудеи и язычники ...приносили своих детей к христианским священникам для крещения, смотря на крещение не как на Таинство веры, а как на некое лекарство... Во времена Константинопольского патриарха Луки Хризоверга (1156-1169гг.) пришли в Константинополь некоторые из турок и заявили, что они христиане, так как в детстве были крещены у себя на родине. На вопрос патриарха "как это могло быть, ведь они исповедуют ислам", они отвечали, что у них на родине есть местный обычай – нести новорождённого ребёнка к христианскому священнику, чтобы тот окрестил его, так как по местному поверью, пока священник его не окрестит, в новорождённом пребывает злой дух. Из этого собор заключил, что крещения, требуемого у христиан, турки искали не с православными намерениями, ...но смотрели на крещение как на некое лекарство или даже вид чародейства. Такое крещение собор действительным не признал и туркам вынес решение, что если они хотят стать поистине христианами, им надлежит уже по настоящему с верою принять крещение». Об этом же говорит и 135 правило Номоканона при Большом Требнике Русской Православной Церкви. Это – вопиющий и едва ли ни единственный случай, когда Крещение, совершенное православным священником и в Православной Церкви, признается недействительным, так как интенция (намерение) крестящихся не соответствовала Православной Вере. Крещение – это рождение, которое само органически является прорастанием семени веры. Если «семя» (основание, мотив ко крещению) не от веры, а от различных суеверных заблуждений, то возникают сомнения в действительности того, что проросло от этого семени (то есть, самого крещения). Это не значит, что поголовно нужно всех «перекрещивать», когда они вздумают стать подлинно православными (ведь в «советское» время в основном то и крестили по суеверным побуждениям – «чтобы не болел», «чтобы не сглазили» и т.д.). Просто необходимо серьезно отнестись к тем причинам, которые побуждают родителей переступить порог храма с ребёнком на руках. Вы входите в Дом Божий, а не в музей. В этом Доме вы можете присутствовать только в одном качестве – в качестве членом Семьи Главы этого Дома. Если вы сами вместе с ребёнком не готовы стать членами Семьи Христовой, тогда не следует вам крестить ребёнка. Ведь в чине крещения крестящийся даёт обещания Богу, а Церковь молится, чтобы крещеный стал верным чадом Христовой Церкви, «насаждённым в Доме Бога нашего на корне веры».

 

Итак, дети из нецерковных семей, могут быть допущены ко Крещению только в том случае, если их родители пройдут надлежащую подготовку и войдут в церковное общение. В противном случае в Крещении детям и нерелигиозной семьи должно быть так же отказано.
в) Дети из реально православных семей крестятся под ответственность их родителей и крестных восприемников, которые берут на себя пред Богом обязательства воспитать их в православной христианской вере.
г) «Инструкция» Отдела Религиозного Образования и Катехизации от 24 июня 2010 г. говорит следующее: «В случае крещения младенцев обязательную подготовку должны пройти родители и восприемники» [п. 1.1.].

 

Необходимость системы


Итак, мы подошли к самому главному! К необходимости четко расписанной системы подготовки перед Крещением. Это должна быть именно система, одна для всех, а не так, что научили «Отче наш» читать и отчитываются: «Мы провели катехизацию». Это насмешка над самой идеей катехизации. Во избежание неконтролируемых частных инициатив, а так же частных уклонений от официальных решений, должна быть четко расписанная система, программа, утвержденная правящим архиереем и обязательная для всех. Мои программные тезисы таковы:
а) Подготовка должна длиться не менее 2 месяцев тщательно работы с кандидатом на крещение.
б) Для того, чтобы священники, которые не знают, что такое Троица, не вносили хаос в умы оглашаемых, будет проработан единый план.
в) Огромная база огласительного материала может быть обобщена и расположена на сайте Епархии в специально для нее выделенном секторе: «Катехизация». Туда войдут многочисленные ссылки на авторские курсы уважаемых и опытных пастырей (к примеру, существует прекрасный курс катехизации прот. Геннадия Фаста из Москвы). После обобщения этих материалов будет утвержден обязательный минимум для каждого священника ну и, конечно же, будет проработана система контроля. Священники смогут получать материалы прямо с сайта, или – если есть проблемы с интернетом – в епархии.
г) Будет составлен буклет с заданиями и материалами для чтения и размышления тем, кто готовится ко Крещению. Восприемником не может быть человек, который не участвует регулярно в Таинствах Церкви (исповеди и Причастия) и которому священник не может доверить дело воспитания детей в православной вере.
При этом священник должен внимательно наблюдать над духовным усердием оглашенного. Вот как об этом пишет святитель Кирилл, патриарх Иерусалимский, от которого до наших времен дошел корпус весьма поучительных катехизаторских бесед:
«Я буду замечать усердие каждого, буду замечать благоговение каждой. Да воспламенится ум ко благоговению, да раскуется душа, да разобьется жестокость неверия, да отделится от железа излишняя плена; пусть останется одно чистое; да спадет с железа ржавчина; пусть останется одно природное» . Т.е. святитель не считает возможным крестить после «формально прослушанного курса бесед», но он еще со вниманием наблюдает над реакцией слушателей на беседы, на их духовную зрелость. Если у слушателя не наблюдается динамики, то святитель Кирилл считал недопустимым крестить такого человека.


* * *
Некоторые священники мне задавали вопрос, на который я хочу ответить раз и навсегда и никогда больше к нему не возвращаться. А вопрос такой: «Почему бы не начать на одном-двух приходах, а потом остальные бы, увидев результаты, пошли бы по этому пути». Отвечаю: Во-первых, эта прагматическая зацикленность на «результатах» (под которыми иной раз, что греха таить, подразумевают доходы в кассе), ничего общего не имеет с евангельской задачей. Нам как раз придется многих отсеивать и говорить «нет, не готов». Во-вторых, в наших условиях, в условиях этого региона, приходская инициатива не проходит. Потому что наш народ, увы, еще не вылез из советских пеленок и смотрит «как все делают». Я служу на сельском приходе 10 лет, и все эти годы слышу один ответ на мои предложение пройти катехизацию: «А, мы пойдем к вооон тому батюшке, ему заплатим и он даже имени не спросит, как покрестит». И пока у этих людей будет альтернатива более легкого пути, они и будут идти по этому пути. Остановить этот беспредел можно только волевым решением сверху и строгой системностью (с наказанием за неповиновение). Когда на всех приходах будет четко, внятно и ясно звучать однозначное решение: «Катехизация по общей для всех программе», тогда народ начнет – не сразу – потихоньку менять свое отношение.


* * *
Совершение Таинства Крещения без предварительной тщательной подготовки крещаемого есть величайшее преступление пред Богом, Церковью и пред самим крещаемым: Последний, принимая Крещение, принимает обязательства жить в здравой вере и во благочестии.

 

Литература, рекомендуемая для священников.
В квадратных скобках [ ] – ссылка на издание в Интернете, что облегчит поиск и чтение материала как священникам, так и прихожанам.
1. Рекомендации и инструкции Синодального Отдела Религиозного Образования и Катехизации РПЦ МП об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви (от 24 июня 2010). [ ]
2. Митрофан, митр. Луганский и Алчевский. Распоряжение № 42. Декабрь 2016. Текст распоряжения на официальном Интернет-сайте Епархии: [ http://www.eparhia.lg.ua/ukazy-i-rasporyazheniya/1437-rasporyazhenie-42-o-provedenii-obyazatelnykh-katekhizatorskikh-besed-pered-soversheniem-tainstva-kreshcheniya.html ]
3. Феогност (Пушков), свящ.-архим. «Помолитесь, оглашенные, Господу». О катехизации в Древней Церкви и о современных перспективах оной. [ http://www.religion.in.ua/main/27431-pomolites-oglashennye-gospodu-chto-takoe-katexizaciya.html ] (2014).
4. Феогност (Пушков), свящ.-архим. Как создать и проконтролировать огласительную систему? [ http://www.religion.in.ua/main/28241-kak-sozdat-i-prokontrolirovat-oglasitelnuyu-sistemu.html ] (2015).
5. Зайденберг С. Духовные основания в Четвероевангелии для деления катехизации на этапы // Православная Община, № 59, М. 2000 [ Электронный архив журналов по адресу: http://pravoslavnaya-obshina.ru/ ].
Литература, рекомендуемая для чтения готовящимся принять Крещение, а так же всем верующим – для углубления своих знаний о Христе.
1. Петр (Льюилье), архиеп.; Лосский В.Н. Беседы на Символ Веры [https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/tolkovanie-na-simvol-very/ ].
2. Антоний (Блум), митр. Ступени [https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/stupeni/ ].
3. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. [https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/ ].
4. Николай Кавасила, св. 7-мь слов о Жизни во Христе [https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasila/sem_slov_o_gizni_vo_hriste/ ].
5. Николай Кавасила, св. Изъяснение Божественной Литургии. [https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasila/Izjasnenie_bogestvennoj_liturgii/]
6. Иларион (Троицкий), архиеп., свщмч. Христианства нет без Церкви [https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/khristianstva-net-bez-tserkvi/ ].
7. Феогност (Пушков), свящ.-архим. Есть ли имена, с которыми нельзя крестить? [ http://orthodoxy.org.ua/content/sushchestvuyut-li-imena-s-kotorymi-nelzya-krestit-57762#comment-8001 ] (2012).

 

Скчать текстовый документ доклада 

Церковный календарь


ОБРАЗОВАНИЕ

MDA
Obyavlenie -2021-2022

Trust line

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
ЛУГАНСКОЙ ЕПАРХИИ

общие вопросы (095) 408 40 76
личные вопросы (099) 164 45 30

Координационный центр
по противодействию
наркомании и алкоголизму

narkomany

Архив новостей

Design by Mypk